поведенческие факторы в ЯндексеДумаю многие уже слышали о  факторах, влияющих на нахождение в топе поисковых систем.
Причем касается это не только Яндекса, но и гугла. Сегодня я расскажу об основных поведенческих факторах Яндекса. При этом они же имеют похожий вес и у поисковика Гугл.
Для начала давайте определимся с основными факторами, влияющими на нахождение в топе. Цель поисковой системы — определить наиболее релевантную страницу под поисковый запрос.

Какую информацию имеет поисковик, чтобы понять, качественный сайт в выдаче или нет?
1.Прежде всего это % переходов с поисковой выдаче.
Если на 5 место в выдаче приходится больше кликов , чем на первые места, можно задуматься — а не более релевантен ли сайт?
Поисковая система Яндекс может также отследить не только процент переходов, но и возвратов. Представьте ситуацию — зашел человек на сайт по поисковому запросу, нашел на сайте информацию,
закрыл Яндекс. Сайту в таком случае начисляем дополнительный бал. Вернулся в поисковую выдачу и щелкнул на следующий сайт — значить сайт не совсем ответил на его вопрос, ставим сайту минус.
Вы можете сказать, но ведь есть люди, которые просматривают больше нескольких сайтов! Например в поиске более актуальной цены в интернет магазине. Так вот, по статистике ПС таких запросов
не более 3% и понятное дело, что учет ПФ у них совсем другой.

Как повлиять на лучшую кликательность в выдаче? Это и правильно подобранный сниппет и титл, тематическая иконка, наличие быстрых ссылок, вхождение ключевых слов в снипет, титл и ЧПУ. За
счет таких приемов выдача смотрится более интересной, ваш сайт привлекает внимание. Такой же эффект от специальных методов разметки текста, позволяющий выделяться в выдаче (пример с кулинарными
сайтами).

2. Процент отказов, то есть процент уходов с страницы.

Данный метод я уже вспомнил в 1 варианте, очень важно, чтобы пользователь получал то, что хочет. Процент отказов зависит от многих факторов,
начиная от релевантности страницы, дизайна, наличия той информации, которую искал пользователь.

3. Количество просмотров на человека.

Вы будете удивлены. но можно однозначно сказать, что большое количество просмотров на человека — это бонус. Идеальное количество просмотров — это
3-5 на одного человека, сигнал того, что людям интересен сайт.  Но не всегда это и является бонусом. Иногда существует очень сложная структура сайта, когда пользователь , прежде
чем получить информацию вынужден минутами ее искать по МЕгаСДЛ сайту. Так что если человек попадает на страницу, где получает все, что ему требуется — однозначный + сайту.
4. Время пользователя, проведенное на сайте(странице).

Очень важный показатель, наверное один из важнейший на ряду с другими факторами.  Чем больше времени человек проводит на странице — тем лучше.
Это показатель того, что сайт качественный и человек углубился в чтение информации.

5. Посещаемость сайта с социальных сетей, закладок, социальные сигналы.

Думаю и так понятно, что если пользователи возвращаются на сайт через закладки, делятся ссылками, ретвитами в социальных
сетях — это однозначное осознание того, что имеем дело с качественным сайтом. К данным сигналам относятся ссылки из Вконтакте, Фейсбука, Твитера, Жж и так далее. Хороший эффект также дают те
же подписчики у блогов и так далее. Я не выделяю все эти факторы в отдельную группу — они общие, процент их влияния мал — но он быстро растет. За ними будущее, можно сказать однозначно.

6. Наличие уникальной информации, обновление сайта.
Один из важнейших факторов. Не секрет, что многие сайты держатся за счет этого фактора. Я не раз упоминал, что поисковики любят
уникальный контент . В качестве отрицания мне показывались варезники, которые живут на копипалсте. Так вот главное их преимущество — постоянная обновляемость, за счет этого фактора они и держатся
в топе. Я думаю, что данный фактор в ближайшем будущем будет одним из самых важных и будет использоваться поисковыми системами в качестве борьбы с МФА сайтами.

7. Процент ухода пользователей с сайта.

Это тоже один из важнейших отрицательных факторов, который существенно влияет на выдачу. Создали вы сайт, например с описаниями партнерских программ.
Понятное дело, что большинство пользователей, небрежно прочитав описание партнерки переходят на партнерку, таким образом вы получаете минус своим пользовательским факторам. В идеале
пользователи должны получать всю информацию у вас на сайте.

Вы скажете — а как поисковик узнает о переходах? Для этого существуют данные статистики Метрики,Вебвизора (для Яндекса), Аналитикса(для Google), а также другие способы получения,
одними из главных которых являются специальные настройки над браузерами (Яндекс-бар, Спутник, гугл бар ). Вы не поверите, но по статистике данный софт стоит почти у 30-50% пользователей.

Поисковые системы усиленно распространяют его через бесплатные программы, софт.  Яндекс бар собирает данные ПФ по каждому из сайтов. Соответственно вычислить для него переходы с вашего
сайта на другой сайт — раз плюнуть. Раз вы являетесь «трамплином»  для перехода на другой сайт — вы ничем не лучше дорвея, который перенаправляет с своей страницы на платник.

Многие пользуются Метрикой даже не понимая, что они сливают всю информацию о поведенческих факторах Яндексу. Даже если вы считаете, что у вас СДЛ — Яндекс  МатриксНет может думать иначе. поэтому
прежде чем ставить трояна себе на сайт трижды подумайте. У меня после установки Метрики некоторые сайты просели по самое нехочу.

Данный пост является теоретическим, я не пытаюсь затронуть проблему накрутки ПФ, так как считаю это абсолютно бесполезным занятием. Поверьте, никакие Юзераторы вам не помогут.
Следующий пост по ПФ будет на тему «как сделать сайт более лучшим с точки зрения ПФ». Советы будут не по накрутке ПФ, а по их улучшению.

Автор

С 2007 года занимаюсь созданием контент проектов и их монетизацией. Seo специалист, блоггер.

20 комментариев

  1. Сергей Ответить

    Третий пункт. Не совсем верно. Ведь человек просматривающий несколько страниц=человеку, которые не нашел того, что искал на первой странице и в поисках нужного шарится по сайту

    • Devvver Ответить

      Не совсем. Человек мог найти тематический портал по этой теме и просматривает интересные статьи. Если сайт не по теме, как правило он закрывается сразу.

  2. Партнер Ответить

    Сергей, если пользователь просматривает несколько страниц, то это хорошо, т.к. он находит для себя новые интересные материалы.
    Но все же Вы тоже правы, т.к. если посетитель перешел на сайт с ПС, закрыл вкладку поиска, и тут же начал ходить по сайту, где на каждой странице не находился даже и 30 секунд, то, естественно, это плохо. В иных случаях хорошо.

    Я сам являюсь владельцем сайта про ПП. И описания партнерок давать пользователям обязательно, иначе будет затруднен поиск ПП. Кстати говоря, уже готовится к выходу новый полезный инструмент для желающих найти максимально прибыльную ПП. Подобных инструментов я еще не видел. Так что добавляйте мой сайт в закладки и следите за изменениями в нем. ;)

    P.S. А борьбу с MFA я считаю бессмысленной. К тому же, я (может быть, не только я) делаю MFA периодически обновляемыми и максимально полезными, поэтому не вижу смысла фильтровать такие сайты. ПС будут фильтровать сайты с низкими ПФ и не факт, что у обычного блога ПФ будут лучше, чем у MFA…

  3. Даниил Ответить

    Согласен, метрика может быть реальным злом для сайта. У меня после установки метрики сайт с 25 000 посетителей через месяц получил АГС

    Возможно это совпадение, но такой факт имеет место быть.

  4. Сергей Ответить

    > У меня после установки Метрики
    > некоторые сайты просели
    > по самое нехочу.

    Спасибо, очень ценная информация.

  5. Newcore Ответить

    C последним пунктом не совсем согласен. В своё время сделал натуральный дорвей на коленке на юкозе итог — 200-300 посетителей в день. Хотя ссылки для перехода на другой сайт стоят прямо на главной странице. Потом сделал еще один такой же сайт, итог 50-150 посетителей. Хотя, пользователи массово валят с сайтов сразу по ссылкам, яндекс и гугл считают, что эти сайты удовлетворяют их.

    • Партнер Ответить

      Newcore, и сколько живут такие дорвеи? На них установлена метрика или аналитикс?

      • Первому уже 2.5 года, получил бан от яндекса, но это не мешает ему получать трафик с гугла. Второму через несколько дней 2 года, ничего не получал, получает трафик с обоих поисковиков.

      • Devvver

        Чтобы поведенческие факторы сработали, нужно 3-8 месяцев. В этом и ответ на ваш пост.
        У дорвеев жизнь недолгая, они выстреливают и теряют трафик.

  6. Devvver Ответить

    Newcore, когда у вас будет статистика по десяткам таких сайтов — скиньте мне это чудо, с удовольствием посмотрю, может вы спалили алгоритмы Яндекса. А так обычно мы всегда говорим о статистике, а не об исключениях из правил, которые всегда бывают =)

    • Newcore Ответить

      А вот тут у меня проблема в идее. Нужно подобрать идею для такого говносайта, а в голову ничего не лезет.

  7. MIKL Ответить

    «Если на 5 место в выдаче приходится больше кликов , чем на первые места, можно задуматься – а не более релевантен ли сайт?»

    Бред. Почему?
    Смотри:
    Запрос «сталин». Вероятнее всего люди ищут биографию или какие-то заметки о нем.
    Но если будет третей строчкой сайт с сниппетом и заголовком «сталин поедает труп маленькой девочки, редкие кадры» то ему перепадет больше кликов, хотя он нихрена не релевантен. Смысл уловил?
    Вся выдача тогда бы гавном была забита.

    • Devvver Ответить

      Не все так просто. Для подобных слов есть специальные маски поиска + колдунщик.

      Яндекс собрал огромные базы уточняющих (повторных слов) запросов, поэтому чаще всего знает, что хочет пользователь.

  8. Африканец Ответить

    Что главное при работе над поведенческими факторами? Мое мнение: 1) Делаем грамотную внутреннюю оптимизацию сайта, улучшаем юзабилити =) 2) Создаем и постоянно добавляем новый, уникальный контент. 3) Размещаемся на тематических площадках.

  9. Крайст Ответить

    Ещё поисковики всем вешают куки, а за куками может крыться много инфы, которая таким же шлейфом тянется по куче Вашей истории посещений сайтов.

  10. Крайст Ответить

    Недавно захотел поюзать всякие нестандартные дизайны. Даже сверстал дизайн, практически на чистом CSS, всего с тремя картинками (для иконок), который имитирует десктоп какой-нибудь абстрактной винды =)
    Во, я его оказывается даже слил в инет, чтобы не пропал и можно было показывать кому-нибудь

    А сейчас подумываю реализовать дизайн или навигацию в виде визарда (мастера), который приводит юзера из любой точки к искомой цели, при этом не мучая шагами, а наоборот, как бы «заботясь» о юзере. Ну блин, такой я пока не сделал, поэтому словами трудно описать и не подкрепить делом.

    Кстати, шаблончик по ссылке сверху — он нигде не засвечен, уникален, по сути, но будет здорово, если он таким же и останется. Пожалуйста, будьте добросовестными, люди ;)

    Ах, да. К чему писал..
    Евгений, а как считаете, такие вот нестандартные схемы, которые юзер видит перед собой на сайте, насколько сильно могут повлиять на ПФ: удержать юзера, поводить его по сайту/страничке, спровоцировать его «лайк»нуть или ретвитнуть урл?

    • Devvver Ответить

      К сожалению интерфейс не нов, советую зайти в Юнет профиль и сможете увидеть то же самое.
      Подобный интерфейс для обычного сайта врятли поможет. А вот для игрового сайта — возможно, нужно отслеживать конкретные ПФ на сайте.

  11. Алексей Ответить

    Я бы с удовольствем убрал бы метрику, но у меня стоит Яндекс Директ (блоки рекламы) в них одновременно идет учет статистики. Что делать втаком случае?

  12. Андрей Ответить

    В моем случае именно ПФ сыграли громадную роль. Есть раздел, который после «взрыва» начал собирать 30-40% трафика. Достиг этого путем ежедневного обновления материалов именно в этом разделе, на остальные уделял времени намного меньше. В итоге сначала стрельноло пара запросов, которые давали мне по 25-50 человек в сутки, затем начали вытягиваться смежные запросы и тогда уже я начал покупать ссылки и написал хороший SEO-текст для этого раздела. Сейчас раздел собирает около 1000 человек за сутки. В моем случае однозначно ПФ сыграли положительную ролль.
    Сейчас есть страница (статья) которая собирает 150-200 хостов, но она половине этих хостов не отвечает, т.к. не релевантна запросу — процент отказо очень большой 78,21 % (это по Аналитику), по метрике 27% (в среднем в 2 раза больше отказов по сравнению с другими страницами — это и в Аналитике и в Метрике). Пока посещаемость держиться уже недели 2. Ждем дальше =)
    з.ы.Комментариев в ВК на эту страницу много пишут и делятся в соцсетях — возможно это большой плюс дает странице.

Написать комментарий