Поисковые системы все больше агрегируют информации из интернета и используют для ранжирования. Некоторые они экспортируют из интернета, а часть собирают самостоятельно. Год назад в Яндексе появился сервис «Яндекс Отзывы» который позволял авторизированным в Яндексе пользователям оставлять отзывы о посещаемых сайтах.

В ноябре 2019 отзывы стали публичными.
Отзывы своего сайта можно посмотреть путем перехода в Яндекс Вебмастер>>Качество сайта>>Отзывы.

Для любого сайта можно посмотреть путем перехода по ссылке (мой сайт devvver.ru) замените на свой домен.
https://webmaster.yandex.ru/siteinfo/?site=devvver.ru
Непосредственно в выдаче можно посмотреть так:

Еще при появлении отзывов сотрудники Яндекса уже намекали на влияние на ранжирование :

И вот недавно на Яндекс Толоке (сервисе от Яндекса для асессоров) появилось задание по оценке информативности отзывов.

Внутри есть инструкция для оценки отзывов, публикую ее полностью в оригинале(без примеров, так как они не несут особой ценности) :

Инструкция

 

Цель задания: оценить информативность отзыва, отметив наличие в нем определенных аспектов.

На вход каждого задания подается рубрика, адрес сайта, относящегося к этой рубрике, отзыв пользователя на указанный сайт, а также набор аспектов, специфический для отзывов данной конкретной рубрики.

Ваша задача — определить, присутствует ли в приведенном отзыве каждый из перечисленных аспектов.

Порядок выполнения:

  • Внимательно прочитайте отзыв.
  • Поставьте галочки напротив аспектов, присутствующих в отзыве. Например, если пользователь в отзыве упомянул часто возникающую рекламу и быстрый ответ тех. поддержки, выберите варианты ответов «Навязчивость рекламы» и «Качество работы тех. поддержки». Если отзыв неинформативный, а также в случаях, когда подходящего ответа нет, выберите вариант «В отзыве нет полезной информации».
  • Оцените тональность отзыва — упомянут ли данный аспект в положительном, отрицательном или нейтральном ключе.

Нюансы задания

  • Допустим выбор нескольких вариантов ответа. Важно выделить все присутствующие в отзыве аспекты из указанного списка.
  • ВАЖНО! Обращайте внимание как на отрицательные, так и на положительные замечания пользователей о работе сайта.
  • Если в отзыве сказано красивый/классный/интересный и т.п. дизайн, речь идёт об аспекте «Удобство использования и техническое состояние сервиса/сайта».
  • При оценке стоит учитывать, что все аспекты обобщены и не имеют эмоциональной окраски. Например, указание в отзыве на отсутствие рекламы — это тоже повод выбрать аспект о навязчивой рекламе, а замечание про то, какая же скучная информация на конкретном портале — сигнал выбрать аспект, связанный с интересностью/увлекательностью контента.
  • Иногда вам могут попадаться явно заказные отзывы. Для таких случаев необходимо отметить чекбокс Отзыв похож на заказной.

Пример очевидно заказного отзыва

Описание аспектов

  • Качество работы тех.поддержки— подразумевает любое упоминание в отзыве технической поддержки сайта и форм обратной связи.

 

  • Навязчивость рекламы— любое упоминание о всплывающих пушах, баннерах, надоедливой рассылке, которая появляется после посещения и регистрации на сайте.

 

  • Удобство использования и техническое состояние сервиса/сайта— к этому аспекту относится упоминание о сложности навигации по сайту, подтормаживании его работы, неудобном дизайне, проблемах с заполнениями форм, сохранении пользовательской информации с прошлый посещений.

 

  • Интересность/увлекательность контента— выберите этот аспект, если в отзыве упоминается многообразие контента на «любой вкус и возраст», полезность материала для решения конкретных задач, увлекательность.

 

  • Качество предоставляемых услуг/товаров— выберите этот аспект, если речь идет о конкретных товарах или услугах, распространяемых через сайт. Это могут быть банковские услуги или товары в интернет-магазине.

 

  • Стоимость услуг/товаров— выберите этот аспект, если упоминаются затраты в процессе использования сайта.

 

  • Достоверность/актуальность информации— выберите этот аспект, если пользователь пишет, что ресурс часто публикует непроверенную информацию, содержит большое количество ошибок или, наоборот, всегда старается писать информацию со ссылками на первоисточники. Этот аспект также стоит упомянуть, если речь идет о быстроте обновления контента на сайте — своевременной публикации новостей, удалении материалов с существующим опровержением, загрузка актуальных версий программ и игр.

 

Примеры полного задания

Галочками выделены аспекты, присутствующие в отзыве. Одним цветом выделен аспект и соответствующее ему упоминание в отзыве

Сайт: https://yandex.ru
Рубрика: Поисковый портал
Отзыв: «Одна из лучших поисковых систем с огромным числом разнообразных удобных сервисов от совершенно бесплатных(поиск, почта, карты, картинки, видео, учёба и множество других) до платных (такси, доставка еды, подписка на музыку, таргетированная реклама и другие). Техническая поддержка сервисов лучшая из тех что я когда либо встречал».
Аспекты:
☑ Качество работы тех.поддержки
☒ Навязчивость рекламы
☑ Удобство использования и техническое состояние сервиса/сайта
☒ Интересность/увлекательность контента
☒ Достоверность/Актуальность информации

Сайт:https://yandex.ru
Рубрика: Поисковый портал
Отзыв: «Самый лучший поисковик. Много лет пользуюсь только Яндекс. Недостатки, конечно имеются. Например всплывающие окна на сайтах, мешающие просмотру. Алиса тоже не всем интересна, можно отключить, но иногда после обновления вылезает, приходится прятать снова, ибо не нужна».
Аспекты:
☒ Качество работы тех.поддержки
☑ Навязчивость рекламы
☑ Удобство использования и техническое состояние сервиса/сайта
☑ Интересность/увлекательность контента

Выводы

Если посмотреть задание сразу становится понятно что Яндекс с помощью асессоров формирует dataset для машинного обучения алгоритма CatBoost (это следующее поколение алгоритма Матрикснет).
Имея базу размеченных отзывов нейронная сеть будет в состоянии самостоятельно определять типы отзывов без людей.
Кроме этого похоже что Яндекс хочет создать числовой рейтинг аналогичный гугловскому E‑A-T (Экспертность, авторитетность и достоверность).

Однозначно одних отзывов Яндекса не достаточно, но они будут учитываться с другими методами траста. Кроме этого Яндекс отзывы могут использоваться для расчета E‑A-T в Гугле, так как они общедоступны. Ранее Яндекс использовал данные из многих сервисов и плагинов (к примеру данные WOT публиковались прямо в Яндекс браузере), также использовались данные от Касперского.

Что это все значит на практике? То что нужно следить за отзывами на ваши сайты. В случае если вы не согласны с отзывом — обжаловать их или писать официальный ответ.
Задумайтесь об причинах негативных отзывов. Вот пример — сайт публикующий юридическую информацию и законы:

А вот некоторые отзывы:

Я думаю алгоритм без проблем разберет и классифицирует такие отзывы. Конечно если бы у каждого негативного отзыва был комментарий — было бы хорошо и можно было бы исправлять ситуацию. Я проследил на нескольких сайтах за отзывами и только примерно в 20 % случаев у негативных комментариев есть причины оценки.

Кстати Яндекс также размечает отзывы для сайтов в Яндекс Справочнике. Но там ситуация намного сложнее, параметров оценки десятки, причем для разных типов задач:

Но об этом как нибудь в другом посте.

И не забывайте подписываться на мой Телеграмм канал.

Автор

С 2007 года занимаюсь созданием контент проектов и их монетизацией. Seo специалист, блоггер.

9 комментариев

  1. Amigo Ответить

    Ждем накрутку :)

    Женя, а где пост про влияние нофоллоу ссылок?

    • Евгений Молдовану Ответить

      А его и не было :) Был репост в телеграме.

  2. seoonly.ru Ответить

    вот демоны)) мне еще 2 звезды какой-то чижик влепил))

  3. D G N Z Ответить

    аналитика уровня /b
    по какой-то одной инструкции из Толоки сразу делать выводы что отзывы влияют на ранжирование и главное так категорично, безапелляционно. просто смех) и главное пару каналов в телеге уже перепостили это, что еще раз показывает какой низкий уровень SEO в СНГ
    понятно что отзывы влияют, глупо было не использовать эти данные в ранжировании, но насколько сильно они влияют и так ли велико их влияние?

    • Евгений Молдовану Ответить

      рад что поднял настроение )

  4. Serg Ответить

    Чтоб получить отзыв от реального юзера, нужно иметь жирный траф и жирный процент мотивированных закладочников, так как о существовании этих отзывов едва ли знает больше 0,1% серферов…из этих 0,1% только 0,1% полезет оставлять отзыв…Короче миллионы трафа надо слить, чтоб получить какую-то «репрезентативная выборку» отзывов

    В общем очередной рычажок для накрутки, по большому счету эти отзывы интересны только вебмастерам, которые их и будут оставлять. Положительный отзыв на свой сайт, негативный на сайт кокурента..ну и тп…

  5. Gene Ответить

    А в буржнете могут ребята накручивать красиво?

Написать комментарий